Спорт и физкультура в детском саду
Цель физического развития воспитанников в дошкольном учреждении в соответствии с образовательной программой дошкольного образования (ОП ДО): разностороннее физическое развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Работа воспитателя- ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду.
Педагогами нашего Учреждения проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.
При организации физкультурно-оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка.
Среди основных средств правильного физического воспитания воспитанников можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, хороший сон, создание условий для творчества ребенка, занятия физической культурой и плаванием.
Правильные активные движения ребенка повышают его устойчивость к различным заболеваниям, вызывают активизацию защитных сил организма, его иммунитета, повышают деятельность лейкоцитов. Физическая культура в детском саду способствует всестороннему развитию у детей умственных способностей, мышления, внимания, восприятия, существенному улучшению питания тканей организма, формированию скелета, формированию правильной осанки и улучшению иммунной системы ребенка.
Педагогами ДОУ проводятся различные виды физкультурно-оздоровительной работы:
• образовательная деятельность;
• физкультминутки;
• разновидности гимнастики (утренняя, дыхательная, бодрящая гимнастика после дневного сна, пальчиковая, артикуляционная и т.д.);
• недели здоровья;
• физкультурные праздники, досуги
Для всех групп составлен режим двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю, 2 раза в спортивном зале (проводит инструктор по физической культуре), 1 раз на улице (проводит воспитатель группы)/бассейн (по ул. Коммунаров, 23 и в подготовительной к школе группе по ул. Связи, 16) (инструктор по плаванью). Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, - от 15 до 30 минут. Помимо образовательной деятельности по физической культуре в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика и бодрящая гимнастика после сна. В перерывах между занятиями организуются физкультурные пятиминутки.
У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой - это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ногах- спортивная обувь, можно с прорезиненной (нескользящей) подошвой. Во многих группах физкультурная форма определенного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников
Инструктора по физической культуре и инструктор по плаванию в бассейне проводят физкультурные занятия и занятия по плаванию, во время их проведения полностью отвечают за безопасность воспитанников. Контролируют двигательную активность детей. Вместе с м/с контролируют гигиенические условия для проведения занятий. Как и другие педагоги, инструктора по физкультуре и инструктор по плаванью руководствуются утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.
Большое внимание в процессе образовательной деятельности уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.
В течение года с детьми проводятся физкультурные праздники, досуги, развлечения, спортивные игры на свежем воздухе.
В летний оздоровительный период занятия проводятся на свежем воздухе с непосредственным контактом с естественными факторами природы. Летние занятия насыщены спортивными и подвижными играми и упражнениями.
Главная цель физического воспитания состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития воспитанников.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:
- развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
- предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
- формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
- приобщение к ЗОЖ - здоровому образу жизни;
- воспитание заинтересованности спортом.
Эти цели конкретизируются задачами занятий с воспитанниками разного возраста в рамках работы над образовательной областью «Физическое развитие».